«Нєсколько слов о мєстєчкє Малінє і дєрєвнє Городище»
Цей текст — публікація з «Киевских губернских ведомостей», №137 за 1872 рік. Його знайшов і поділився Анатолій Осадчий — за що йому щиро дякую. Завдяки цій знахідці маємо цінне, хоч і своєрідне, джерело для розуміння того, як у другій половині ХІХ століття бачили Малин, Городище та околиці.
Варто одразу зазначити, що текст написаний очевидно упереджено. Його автор — імовірно, особа глибоко православна й налаштована критично щодо греко-католиків і католиків узагалі. Це відчувається не лише в лексиці й тоні, а й у тому, як подаються конфесійні питання та релігійні персонажі.
Деякі сюжети, як-от історія про примусове руйнування церкви поміщиком Галецьким, виглядають радше як фольклор або релігійно забарвлені чутки, ніж перевірені факти.
Той хто часто заглядає в роботи Похилевича, міг би впізнати його руку, але автором зазначено невідомого «С.В.П.»
Я вирішив не перекладати текст українською, а подати його оригінальною мовою — російською. Це дозволяє краще відчути стиль, інтонацію й усю палітру авторських оцінок, які були притаманні офіційним публікаціям того часу.
Далі оригінальний текст.
Киевские губернские ведомости, №137, 1872 год
Несколько слов о местечке Малине и деревне Городище в Радомысельском уезде
Местечко Малин находится в Радомысльском уезде в расстоянии от города Радомысля в 40 верстах и в 130 верстах от губернского города Киева. Расположено оно при речке Ирше, знаменитой поддонной железной рудой и производством гранитного камня. Местечко Малин окружают следующее селение: Пиружки — 8 верст, Ворсовка — 8 верст, Пинязевичи — 8 верст.
Как говорят летописи, хранящиеся при Софийской библиотеке, местечко Малин будто бы основано древлянским князем Малом, убийцею великого князя Игоря, предлагавшим свою руку жене, его княгине Ольге.
Предположение об основании Малина древлянским князем Малом подтверждает еще и тем, что оно и находится в одинаковом почти расстоянии от местечка Коростышева и местечка Искорости в — 60 верстах. Коростышев же, как известно, одно из древнейших местечек Киевской губернии и многие полагают, что здесь была столица древлян «Коростень».
Владельцами Малина, по имеющимся сведениям, были: в 1756 году — графиня Анна Красицкая; в 1784 году — Игнатий Кордыш, писарь земский винницкий; в настоящее время владеет Малинским имением княгиня Щербатова.
В состав Малинского прихода в настоящее время входят следующие деревни, прежде не причислявшиеся к этому приходу: Городище, Селище, Гомарня и Рудня. Из них первое, т.е. Городище, имеет историческую известность.
Сохранившееся между жителями деревни предание говорит, будто бы на этом самом месте, при той же реке Ирше и немного ниже настоящего местечка Малина, в двух верстах от оного, был когда-то город, но когда и кем основан — неизвестно. Что в Городище была церковь православная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, но во время нашествия татар и город, и церковь были разорены татарами. Жители же разошлись в разные стороны.
После татарского погрома, когда всё успокоилось, жители городка стали постепенно собираться на прежнее своё местожительство. Первый явившийся поселянин, собравшимся впоследствии обществом назван Осадчим. Фамилия Осадчих существует в настоящее время в деревне Городище в числе дворов 10.
При вторичном образовании Городища нечаянно найдена была заросшая в лесу полуразрушенная православная церковь. Жители привели церковь в порядок, но со временем, когда поляки овладели краем, церковь эта была обращена ими в униатскую.
При владельце же имения Галецком, лет восемьдесят назад, церковь эта была уничтожена. В настоящее время имеются в Малинской церкви взятые из существовавшей в Городище церкви иконы, хоругви, евангелия, колокола. На некоторых иконах имеются надписи, указывающие на время их появления. Например: «Во святую церковь Покрова Пресвятой Богородицы року 1701».
Некоторые старики из жителей деревни Городище ещё указывают место, где была церковь во имя Покрова Богородицы и земли, принадлежавшие ей. А на месте, где был погост церковный, пахари часто находят людские кости.
Предание между жителями деревни Городище о разрушении по приказу владельца Галецкого православной церкви сохранилось следующее:
Долго жители не соглашались исполнить безбожный приказ Галецкого. Но когда Галецкий стал принуждать их сильными угрозами своей панской власти, тогда жители решились исполнить его волю и сказали ему так: «Мы разрушим эту церковь на твою голову. Пусть ответ перед Богом останется на тебе. Пусть за этот грех исчезнут ты сам, кодло твоё и все потомки твои. Бог же видит, что ни один из нас не желает этого греха».
После того Галецкий выстроил себе дом на том самом месте, где стояла церковь, и другой дом — на цвинтаре (погосте), где много было погребено народа. Но недолго жил там: скоро умер сам, за ним — жена и всё его семейство.
По прошествии нескольких лет деревню Городище купил помещик Ковнацкий. И когда начал на том самом месте устраивать для себя дом, то во время выкопки ям для фундамента нашли погребённого в том месте православного священника — в ризе, с крестом и кадильницей. И кроме того, было найдено много человеческих костей. Ковнацкий выстроил дом немного далее от тех мест.
В недалёком расстоянии от дома находится вал, а невдалеке от вала — курганы. Как полагают, на месте, где остаётся вал, была крепость, и что под этим валом должен быть потайной погреб. Курганы же свидетельствуют, что на том месте было побоище во время татарских набегов, так как случается находить в том месте человеческие кости.
Жителей в деревне Городище в настоящее время считается около двухсот мужского пола и немногим более — женского, кои все православного вероисповедания и принадлежат к Малинской церкви.
В местечке Малине церковь была униатская, и, как видно из актов при ней, в 1784 году считалось жителей обоего пола — 400 душ, и Малин назывался тогда не местечком, а селом.
Кроме церкви, в Малине есть ветхий деревянный римско-католический костёл. В этом последнем находилась икона Божьей Матери, почитаемая народом как чудотворная. Икона же прежде находилась в православной каплице в деревне Иустиновке Радомысльского уезда.
Но когда малинские ксёндзы насильно завладели каплицею Иустиновскую (она была униатская), и когда православное духовенство заявило о том правительству, то ксёндзы, боясь, чтобы каплица вновь не перешла к православным, ночью взяли из каплицы означенную икону, хоругви и колокола и привезли в Малинский костёл. Причём ксёндз Галецкий, как говорят, подменил каплице взятую икону — другой.
В 1866 году по распоряжению правительства икона Божьей Матери, взятая из Малинского костёла, была привезена в римско-католический костёл в городе Киеве. Католиков считается в Малине не более 35 душ.
Православная ветхая деревянная церковь во имя святого Дмитрия в 1865 году закрыта и заменена вновь выстроенной иждивением прихожан церковью во имя святого Александра Невского, при коей в настоящее время числится до 1800 душ обоего пола.
В местечке Малине замечательна не так давно построенная княгиней Радзивилл каменная богадельня для презрения бедных, увечных и престарелых. Богадельня эта имеет по штату 21 человек призреваемых, кроме прислуги, и содержится на процент из капитала, положенного для этой цели на вечные времена княгиней Радзивилл.
Управляется богадельня особым советом, состоящим из местного предводителя дворянства, местного священника, проживающего в местечке Малин отставного полковника Мешатига и смотрителя богадельни Мешатига.
В местечке Малине существует с 1862 года народное училище, которым заведует учитель, назначаемый от учебного округа, и местный священник.
Евреев в местечке Малине живёт более тысячи душ. Малинские евреи в большинстве живут бедно, промысел свой ведут на месте, не отдаляясь от своего местечка — как полагают, по фанатизму своему, каковой поддерживается в них проживающим внуком чернобыльского магида. Малинские евреи и в настоящее время ходят в длинных халатах, башмаках, еврейских ярмолках и шапках, а на голове имеют длинные пейсы.
С.В.П.
Сьогодні цей текст читається інакше, ніж півтора століття тому. Він не лише про події чи географію, а й про спосіб мислення, погляд на релігію, владу, «своїх» і «чужих». Це документ епохи — з усіма її світоглядними установками та обмеженнями. І водночас — нагадування про те, як багато ми ще можемо відкрити, просто вдивляючись у стародруки.